Урок биологии в 9 классе



 Урок биологии

в 9 классе
Тема: "Заболевания органов 
сердечно - сосудистой системы 
и их профилактика"

                                                                 Подготовил
                                                                 учитель биологии
                                                                 высшей категории
                                                                 Мельник Н.Г.
                                                                 Терпеньевской ОШ
                                                                  І – ІІІ ступеней

Тема урока: Нарушения деятельности сердечно – сосудистой системы  и методы предотвращения их.
                            «Человек – высший продукт земной природы.
                              Человек – сложнейшая и тончайшая система.
                                          Человек должен быть здоровым, сильным и умным »
                                                                                                  И. П. Павлов
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с основными заболеваниями сердечно – сосудистой системы человека, выявить причины этих заболеваний и составить основные профилактические мероприятия по их предупреждению.
Развивающая: развивать умения учащихся работать с учебным и дополнительным материалом, видеоматериалами – создавать презентации к уроку; развивать мыслительные способности и речь учащихся путём активизации их деятельности на уроке.
Воспитывающая: убедить учащихся вести здоровый образ жизни, заботиться о своём здоровье, формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Тип урока: обобщающий, повторение и систематизация знаний
Формы работы на уроке: беседа, рассказ, тестирование, самостоятельная работа в тетради и с учебником, индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: таблица «Строение сердца», муляж сердца, карточки с тестами, компьютеры, экран, презентации учащихся, сообщения, выставка книг, кроссворды стихи, диски.

 I.                   Организационный момент. Рефлексия настроения.
Ребята, добрый день! Я пришла к вам сегодня на урок с таким настроением (показать изображение солнышка). А какое у вас настроение? Перед вами карточки с изображениями солнышка, солнышка с тучками и тучи. Покажите, какое у вас настроение? У нас прекрасное настроение, сегодня мы будем говорить о серьёзных и значимых вещах для нашего здоровья.
ІІ.       Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания:
- работа с тестами (компьютерная проверка знаний учащихся)

І вариант.

Выберите верные утверждения и выпишите цифры под которыми они записаны:


         1.      Левый желудочек
         2.      Левое предсердие
         3.      Правый желудочек
         4.      Правое предсердие
         5.      Аорта
         6.      Легочная артерия
         7.      Нижняя полая вена
         8.      Легочная вена
         9.      Капилляры лёгких
         10.   Капилляры тканей

І. Этот отдел сердца - начало малого круга кровообращения.
ІІ. Этот отдел сердца - конец малого круга кровообращения.
ІІІ. Артерия, по которой течёт венозная кровь.
IV. Артерия по которой течёт артериальная кровь.
V. Вены с венозной кровью.
VI. Этот отдел сердца – начало большого круга кровообращения.
VII. Этот отдел сердца -  конец большого круга кровообращения.
VIII. Сосуды в которых артериальная кровь становится венознай.
IX. Отделы сердца, в которых происходит расслабление во время выталкивания крови из предсердий.
X. Сосуды в которых венозная кровь становится артериальной.
XI. Отделы сердца, в которых происходит сокращение во время  выталкивания крови из сердца.
XII. Отделы сердца с самыми толстыми стенками.
 

II Вариант

Выберите верные утверждения и выпишите цифры под которыми они записаны:

А. Артерии
Б. Вены
В. Капиляры
Г. Аорта
Д. Лимфатические сосуды.

1.Самые тонкие и мелкие кровеносные сосуды.
2. Выносят кров от сердца.
3.Стенки состоят из одного слоя клеток.
4. Стенки тонкие и мягкие.
5. Прощупывается пульс.
6. Даже при ранении иглой вытекает кров
7. Самый толстый кровеносный сосуд
8. Несут кровь к сердцу.
9. Сосуды с тонкими, упругими стенками.
10. Место обмела вечеств между кровью и тканями
11. Несут желтоватую жидкость до сердца.
12. Выносят кров из левого желудочка
13. Хорошо заметные на внешней стороне руки.
14. Принимают межклеточную жидкость.

    Работа с тестами по карточкам – взаимо проверка :

 І вариант.

Ответьте на вопросы:
1.      Сколько групп крови у человека?
2.      Из какой ткани состоит сердце?
3.       Клапаны между предсердиями и желудочками?
4.       Заболевание, из-за которого разрушается свёртывание крови?
5.      Самый большой кровеносный сосуд?
6.      Растворимый блок крови?
7.      Клетки крови, которые берут участие в её свёртывании?
8.      8. Как называется 1 ваза сердечного цыкла?
9.      Какие клетки крови выполняют транспортную функцию?
10.   В каких клетках находится гемоглабин?


II Вариант
Ответьте на вопросы:
1.      Бесцветные клетки крови – это…?
2.      Стенка какого желудочка толще?
3.      Как называется белковая часть гемоглобина?
4.      Каких сосудов больше всего в организме человека?
5.      Как движется кровь по венам?
6.      Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма?
7.      В каком сосуде наибольшая скорость крови?
8.      Какие белки крови обеспечивает гуморальный иммунитет?
9.      Как изменяется кровь в малом кругу кровообращение?
10.  Каким прибором изменяется давление крови?

III.Мотивация учебной деятельности:
В организме человека нет самых главных и важных органов, все органы важны и нужны. Сегодня мы поговорим о сердце – главном органе сердечно -сосудистой системы человека.
…Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе –все земное.
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело…
(Е.Межелайтис)
Какие эпитеты можно подобрать к слову сердце?-неспокойное,благородное,безстрашное,чистое,храброе,искреннее,чуткое,доброе.
Говорят, что сердцу есть до всего дело. Докажите это?
Сегодня существует большая проблема в мире – заболевание сердечнососудистой системы на первом месте, смертность составляет 54%;на Украине сейчас 6 млн.людей страдают от этих заболеваний, хронически болеют люди старшого возраста,  но патологии есть и у молодого поколения. Как помочь этим людям? Как избежать этих заболеваний?
Это
и будет темой нашего урока.
IV.Усвоение новых знаний.
1.Работа в группах :заполнить таблицу в тетрадях, используя текст учебника.
1 группа(Импульс)-Заболевания сердца(инфаркт миокарда, аритмии).-симптомы и причины болезни.
2 група(Артерия)-Болезни артерий(дистония, инсульт, атеросклероз, гипертоническая болезнь.) симптомы и причины болезни.
3 группа(Вена)-Болезни вен(Варикозное расширение, тромбофлебит) симптомы и причины болезни.
2.Причины возникновения сердечно -сосудистых болезней,(факторы риска) и их профилактика:
1.Вредный привычки:
а)курение, наркотики -презентация.
б)влияние алкоголя на сердечно -сосудистую систему- презентация.
в)гиподинамия и здоровый образ жизни.(Физкульт минутка)-презентация.
г)эмоциональное состояние организма.
д)нерациональное питание.
е)загрязнение окружающей среды.- работа МАН Латышева Ирина .
V. Закрепление материала:
Биологический диктант:
1.     Выберите болезни сердца:
а) дистония; б) инфаркт миокарда; в) инсульт; г) тромбофлебит.
           2. Укажите сердечно-сосудистое заболевание, характеризующее нарушение мозгового кровообращения:
            а) ишемическая болезнь; б) инфаркт миокарда; в) инсульт; г) варикоз. 
3. Укажите сердечно-сосудистое заболевание, характеризующее нарушение сердечного ритма:
  А)инсульт; б) дистония; в) аритмия; г) тромбофлебит.
4. Допишите предложение:
 Болезнь, вызывающая повышение артериального давления –
5. Болезнь, вызывающая нарушение тонуса сосудов –
6. Болезнь, вызывающая воспаления стенок вен –
7. Назовите причины сердечно-сосудистых заболеваний.
8. Назовите меры профилактики сердечно-сосудстых заболеваний.

 - Кроссворды
VI. Итоги  урока. Оценки за урок. Д/З. Творческое задание: Подготовить памятку о тренировке сердца .

Спасибо за активное участие и работу на уроке. Пожалуйста, на листе отметьте свое отношение к уроку:
-         Было интересно и все понятно!!!
-         Было интересно, но не все понятно!
-         Было не интересно и не понятно.
С каким настроением вы уходите с урока?
А что делаешь ты, чтобы не просить прощения у сердца? Чтобы оно было здоровым? Относиться с уважением к своему серджу и сердцам окружающих. Это очень важно для физической трудоспособности и умственной деятельности человека, а они зависят от системы кровообрвщения. Всем желаем крепкого здоров’я, долголетия и здорового сердца.
-         Учащиеся вручают сердечки присутствующим -

    Презентация к уроку:

Скачать: https://drive.google.com/open?id=1vboHLvoyelGca0teVTnC8PQ4kw9RG1BV


Комментариев нет:

Отправить комментарий